Электросистема мотоцикла: как быстро отыскать неисправность?

19.04.2018
Электросистема мотоцикла: как быстро отыскать неисправность?

Современные цифровые авометры выпускаются с автоматическим выбором диапазона измерений и определением полярности. Это позволяет смело подключать прибор в режиме вольтметра к любым контактам (кроме высоковольтного вывода катушки зажигания, разумеется). Омметр же используем только на обесточенных участках, причем для начала нужно выставить (или запомнить) положение нуля, замкнув между собой щупы прибора. Измерить сопротивление обычных проводов, обмоток генератора и контактов, которое составляет доли ома, бытовым омметром не получится. Зато им можно оценить исправность полупроводников и наличие короткого замыкания. Амперметр включается в разрыв электрической цепи, поэтому нужно следить, чтобы не замкнуть щупы на источник питания – в этом случае прибор сгорит (или сгорит его защита).

Контакты в изолированных отсеках колодки можно проверять, не боясь замыкания. А вот там, где изолирующих перемычек между контактами нет, следует быть осторожным.
 
Измерять напряжение в труднодоступных местах удобно через иголки. Их можно даже вставлять в уплотнения разъемов рядом с проводом, не повреждая самого уплотнения, а также в тонкие прорези колодок современных мотоциклов. Чтобы не замкнуть контакты «папа» в обычном разъеме, стоит надеть на них кембрики и вставлять щупы в них – так они и фиксируются надежнее. Можно надеть кембрик и на сам щуп, оставив оголенным только кончик. 
 
Чтобы не замкнуть контакты под напряжением, можно надеть кембрики либо на щупы тестера, либо на контакты колодки.
 
Если напряжение зарядки выше 15 В, отключите генератор от регулятора-выпрямителя и замкните его выводы, идущие к регулятору. Это переведет электропитание на АКБ, но поможет сохранить и саму батарею, и электроприборы, и обмотки генератора. Никогда не отключайте аккумулятор при такой неисправности выпрямителя-регулятора, поскольку он является буфером, сглаживающим скачки напряжения. 
 
В качестве вольтметра в дороге можно использовать обычную лампу накаливания. При напряжении ниже 13–13,5 В ее свечение уже заметно тусклее и желтее, чем при положенных по номиналу 14–14,5 В. Если ее нить еле светит, напряжение ниже 11 В. Если же свет белый, яркий – выше 15 В. Для удобства в дорогу можно брать патрон под штатные лампы с подключенными проводами, а лампу переткнуть несложно. Заодно так удобно проверять лампы. 
 
Хороший способ проверки приборов – поменять их местами. Причем именно поменять, скажем, горящую лампу с негорящей, а не поставить новую вместо старой, поскольку так проверяется и сам прибор, и его цепь. 
 
Чтобы найти короткое замыкание, сэкономив предохранители и не повредив проводку, вместо сгоревшего предохранителя подключите мощную лампу и по очереди отключайте электропотребители. Как только «коротыш» пропадет, лампа почти погаснет. 
 
Конечно, нельзя чинить сгоревший предохранитель, но если очень хочется… Вернее, если очень надо. В любом случае плавкая вставка лучше просто куска провода. Запомните простой расчет: на 10 А берем медную проволочку диаметром 0,25 мм или алюминиевую – 0,3 мм, на 20 А – 0,4 и 0,5 мм соответственно.
Важно и правильно вставить ее в предохранитель (см. фото), чтобы обеспечить хороший контакт и чтобы при перегорании она не жгла пальцы и не замкнула другие контакты
Хорошая скрутка надежнее плохой пайки – и особенно на мотоцикле. Дело в том, что пайка – соединение жесткое, и от вибраций или перегибов провод может обломиться возле места пайки. 
 
Надежно подключить к клемме дополнительный провод в полевых условиях можно, прижав ее клеммой.
 
При необходимости запитать, скажем, погасшую из-за плохого контакта фару, можно соединить проводом клеммы патрона и АКБ. Можно взять напряжение и с подходящего по сечению провода контакта – например, с другой нити фары, габарита и т.п.
 
Чтобы вынуть контакты из колодки, нужно отжать их упоры шилом или тонкой отверткой.
 
Контакты в негерметичных разъемах стоит покрыть специальной смазкой для контактов (техническим вазелином) или нейтральным антикором. Не стоит пытаться загерметизировать их, кое-как обмотав изолентой. Если влага все же проникнет внутрь, она будет испаряться куда дольше в таком «парнике». Как показывает опыт, даже на мотоциклах эндуро, которым приходится преодолевать и грязь, и водные преграды, открытые разъемы достаточно надежны.
Инструмент для обжима контактов необходим для их надежного присоединения. Главное – толщина: для хорошего результата не менее 5 мм. Бывают и сменные зубья для разных контактов (на фото).
 

Новости

/img/upload/8a16d8b4a561af1f19ab55b961a24d57.jpg MiniMoto на выставке БэбиЭкспо: бесплатные покатушки для ваших детей!
19.04.2018

Завязать новые партнерские связи, найти поставщиков или покупателей, выгодно ...

/img/upload/110b76e85732480e004b868723a7f393.jpg В Минске проходит V-я Международная выставка Мотовелоэкспо и Кастом и тюнинг шоу: пусть она не пройдет мимо вас!
16.04.2018

Не хотите научиться кусать собственные локти? Тогда посещение V-й Международн...

/img/upload/9d3cbe353f2eb6672b79920d18739bec.jpg Кубок ADT.BY по автослалому: не пропустите награждение победителей!
06.10.2017

Хотите нескучно и с ноткой драйва провести свой субботний выходной? Тогда жде...